Развитие в 80-90х и разделение на спортивный и лесной

Поля-франшизы NSG открывались в Америке и Канаде и у же в 1983 прошел первый
чемпионат NSG – его выиграли "The Unknown Rebels" из Канады, на втором месте
были «12 присяжных» из Майами. Мастера-самоделкины колдовали над первыми
модификациями маркеров и придумали помповое досылание шара, появилась первая пейнтбольная книжка – официальный сборник правил и рекомендаций. В том же году о
пейнтболе узнали и в СССР – в газете «Известия» в разделе «Их нравы» появилась
небольшая статья, рассказывавшая о новомодном увлечении калифорнийских
студентов, которые стреляют друг в друга шариками с краской в лесах и парках.
В 1984 году появился первый маркер, сделанный специально для пейнтбола –
Splatmaster. В том же году открылось первое крытое поле. В 1987 – появились
первые шары с водорастворимой краской и ствольные заглушки, была основана первая
организация пейнтболистов – IPPA, и был установлен безопасный предел скорости
вылета шара - 300 футов в секунду…
В основном, игра происходила в лесу, на пересеченной местности, т.е. на
естественных ландшафтах. Игроки экипировались в подходящую одежду. По
преимуществу маскировочную, обвешивались гирляндами баллончиков (каждого хватало
выстрелов на 10), трубочками с шарами и после сигнала к началу игры усаживались
в облюбованные засады, порой часами ожидая, когда неопытный или нетерпеливый
игрок пройдет мимо.
В конце 80х появились и первые «искусственные» поля – их строили из шин, бочек,
фанеры на небольших (по сравнению с лесными) участках. Там уже негде было
рассиживаться в засадах и понемногу начала вырабатываться командная тактика.
Тем временем в лесу появились первые пейнтбольные гранаты (резиновые трубочки, в
которые под давлением закачивалсь краска) и пейнтболисты выиграли первый процесс
в суде – штат Нью-Джерси стал последним штатом, снявшим запрет на пейнтбольные
игры (до того времени маркер рассматривался в Нью-Джерси как огнестрельное
оружие). Игра же распространялась по планете – уже были открыты поля в
Австралии, Великобритании и других, поначалу англосаксонских странах, а потом
уже и во Франции, Скандинавии и т.д.
В 1990 состоялся первый общеамериканский турнир в Нэшвиле, штат Теннеси - Music
City Open, прощедший под эгидой IPPA. Начало 90х было отмечено появлением первых
полуавтоматических маркеров (т.е. таких, которые досылали шарик в ствол
самостоятельно, а не требовали передергивать помпу) – Autococker, Automag,
VM-68.
В ноябре 1992 года в Чикаго была основана Национальная Профессиональная
Пейнтбольная Лига, NPPL, которая с того времени проводит одну из крупнейших в
мире серий турниров по спортивному пейнтболу.
В том же 1992 году первые маркеры появились и в России. 7 ноября того же года
Юрий Цыганков и Алексей Арсеньев провели первую игру. Первоначально все просто
выезжали в подходящий лес, организаторы выдавали снаряжение прямо из багажника и
игра начиналась. Уже через год возникли постоянные площадки, превратившиеся со
временем в стационарные клубы. В 1994 году были проведены первые турниры, а в
1996 году Госкомспорт признал пейнтбол видом спорта.
В 1995 году в Орландо прошел первый Кубок Мира. К середине 90х пейнтбольные поля
росли как грибы по всему миру – помимо уже упомянутых стран: в Германии;
Австрии; Ирландии; Бельгии;, Греции; Южной Африке; Новой Зеландии; Бразилии;
Венесуэле; Израиле; Корее; Таиланде; на Филиппинах и т. д.
В середине 90х, точнее, в 1996 году произошло еще одно важное событие – маркер
Shocker, произведенный компанией PneuVentures Inc и эксклюзивно распространяемый
компанией Smart Parts, стал первым электропневматическим маркером на рынке.
Вскоре пути этих двух компаний разошлись, Smart Parts осталась с Shocker-ом, а
PneuVentures занялась новым изделием – маркером Cyber 9000, первым маркером с
жидкокристаллическим дисплеем и даже встроенным хронографом. Но этот проект
сильно опередил свое время и теперь о первопроходцах из PneuVentures помнят
только узкие специалисты.
В конце 90х была основана крупнейшая европейская турнирная серия – Millennium,
ставшая настоящим стандартом качества для организатором турниров по всему миру.
Н турнирах серии уже ничего не напоминало изначальный пейнтбол: игра шла на
небольших ровных площадках с яркими надувными укрытиями, был введен прямой
запрет на использование камуфляжа – произошло окончательное разделение пейнтбола
на лесной и спортивный.
Этот процесс начался с появлением регулярных турниров в конце 80х-начале 90х.
• Игроки требовали равенства стартовых позиций команд.
• Судьи – возможности контролировать происходящее на поле.
• Организаторы были заинтересованы в более «быстрых» играх (быстрее игра –
больше команд может пройти через поле).
• Производители шаров «болели» за большую плотность стрельбы.
• Производители маркеров уже ввязались в «гонку пейнтбольных вооружений»…
Неумолимая логика событий потащила «турнирный» пейнтбол по дороге к массовому
спорту. В 1997 году на Кубке Мира было установлено первое симметричное поле из
пластиковых труб разного диаметра, обеспечившее равный старт командам и
обзорность судьям. На таком поле смысла играть в камуфляже уже не было – исчезла
среда, под которую надо было маскироваться, но еще пару лет по инерции игроки
предпочитали униформу темных тонов без яркого рисунка. Открытые по сравнению с
лесом поля уже не требовали 20 минут на поиск и подавление соперников – игры
стали короче. Возросла скорость передвижения по полю, бороться с которой
приходилось увеличением темпа стрельбы. Кроме того, открытые поля наконец-то
дали возможность и зрителям наблюдать за игрой – если раньше на поле размером в
гектар было видно только шевеление кустов, то на площадке 25х50 метров видно
было все.
Естественным продолжением такого хода вещей стало появление в 2002 году
принципиально нового формата игры – X-Ball и формирование National X Ball
League. Ч-бол – синтез пейнтбола и хоккея, в котором за отведенное на матч
«чистое» время команды успевают сыграть до 20-25 отдельных игр, заканчивающихся
традиционным водружением флага, выполняющего роль «гола». Между играми команды
могут менять состав на поле, вместо штрафных очков действуют удаления на 2 и на
5 минут и т.д. Игра понемногу приобретает необходимую для телевидения
зрелищность…
Лесной пейнтбол, отказавшись от соревновательности, пошел по дороге сценарных
игр, в которых в течении нескольких часов, а то и дней, игроки
противоборствующих «армий» выполняют различные задачи, за которые начисляются
очки – ищут спрятанные предметы, проводят по определенному маршруту груз или
человека, штурмуют ключевые точки и т.д.
Пейнтбол развивался в России тем же путем. Мы начали позже, но наверстывали
упущенное более высокими темпами. Точно так же, как и американцы, мы прошли
через полосу «игр, где ни попало» к стационарным клубам, перешли от
«одноразовых» турниров к регулярным сериям, от завозов оборудования «в багаже» -
к устойчивым оптовым компаниям. Первые серии начали возникать уже в конце 90х, а
в 2000 году была основана «Русская Лига» - открытая рейтинговая система, в
которую в разные годы входило от 4 до 25 турниров. Тогда же году были проведены
первые сценарные игры – «Штурм Форта» в 1997 году в Питере и «Большие Маневры» в
1998 году в Москве. За 10 лет существования «Большие Маневры» стали крупнейшей
сценарной игрой в Европе – 1598 игроков в 2007 году.
В 2004 году была создана Евролига Centurio, в которую Россия вошла на правах
одного из основателей.