Выбор и назначение клубного оборудования
Устройства
В качестве основы возьмем комплект "Базовый".
1. Маркер - основа клубного снаряжения, то, без чего пейнтбол просто невозможен.
От количества работоспособных маркеров напрямую зависит пропускная способность и
оборот клуба. Поэтому основной критерий при выборе маркеров - надежность,
легкость обслуживания и ремонтопригодность, даже в ущерб внешнему дизайну и
скорострельности. Несомненным лидером среди прокатных маркеров в России является
Tippmann М98/М98С, на втором месте идет Spyder и его клоны - Rebel, Piranha и
другие.
Практически все пейтбольные клубы России работают с полуавтоматическими
маркерами (это наиболее выгодно с коммерческой точки зрения), помпы (маркеры с
ручным досыланием шара) могут быть рекомендованы:
- для детских клубов, где от снаряжения не будет получена коммерческая отдача, а
потому важно минимизировать стоимость снаряжения и его эксплуатации;
- для тиров-аттракционов, где нет потребности в высокой скорострельности;
- для "диких" игроков - т.е. пейнтболистов, предпочитающих играть в автономном
режиме, а не в клубах.
Применение маркеров пистолетного типа ограничено малой емкостью обоймы (10-12
шаров), но именно в силу этого они хорошо подходя для тренировок силовых
структур.
Маркеры обязательно комплектуются ствольными заглушками - по нормам техники
безопасности, маркер вне поля или пристрелочной зоны обязательно должен иметь в
стволе заглушку.
2. Баллон - источник газа. Пейнтбольное снаряжение работает либо на углекислом
газе (СО2), либо на азоте/воздухе. Маленькие 12-ти граммовые баллончики (такие
же, как и для пневматических пистолетов) позволяют произвести от 20 до 30
выстрелов, в зависимости от типа маркера. 14-унцового (унция - примерно 30
грамм) баллона хватает на 400-600 выстрелов в зависимости от состояния атмосферы
(температуры, давления, влажности). Азотно-воздушного 0.8-литрового баллона -
минимум на 400 выстрелов, независимо от состояния атмосферы
3. Фидер - пластмассовый магазин для шаров, крепится к маркеру. Для помповых
маркеров достаточно фидера на 40-50 шаров (емкость может различаться у разных
производителей), для полуавтоматов общепринятый стандарт - фидер на 180-200
шаров. Более сложные фидеры (с разного рода мешалками) используются на
спортивных маркерах, их применение в прокате экономически нецелесообразно.
4. Защитная маска - самый главный компонент снаряжения, в той же мере, в какой
педаль тормоза - главная педаль в автомобиле. Если все остальное служит для
получения удовольствия, то маска - для сохранения глаз игрока, без маски
категорически запрещен выход на поле. После каждого игрового дня маски
полагается разбирать, мыть и чистить, поэтому предпочтительнее выбирать легкие в
разборке и обслуживании маски, например, V-Force Armor. Маски полагаются каждому
игроку и судье (1 судья не более чем на 6 игроков), т.е. для 10 игроков
необходимо минимум 2 судей и, соответственно, 12 масок. Желательно выбирать для
судей более удобные маски, т.к. им предстоит в них провести довольно много
времени. Кроме того, желательно иметь судейские маски желтого цвета для отличия
от игроков. По этим критериям больше всего для судей подходят маски V-Force
Shield.
5. Заправочная станция - комплект клапанов, кранов и шлангов, крепится на
исходный баллон с газом (40-литровые углекислотные или азотные баллоны,
15-литровые воздушные баллоны-ресиверы) для заправки баллонов из п.2. Необходимо
иметь запасную ЗС, т.к. это самое "тонкое" место во всем технологическом
процессе - если выйдет из строя один из 10 маркеров, останется еще 9, а вот если
выйдет из строя единственная ЗС, то весь процесс остановится - без газа особенно
не поиграешь. ЗС бывают трех основных типов: под углекислоту, под азот и под
сжатый воздух. К работе с ЗС допускается только квалифицированный персонал и
никогда - игроки.
6. ЗиП - запчасти и принадлежности. Обычно в этот комплект входят прокладки,
масло, специфические шестигранные ключи и некоторые другие изделия. Весь этот
набор необходим для ежедневного ухода, технического обслуживания и мелкого
ремонта. Помимо ЗиПа технику потребуются и обычные инструменты - пассатижи,
отвертки, газовый ключ и другие, но их гораздо проще найти на месте в
инструментальных магазинах.
7. Шомпол - длинный стержень с резиновым диском по калибру ствола с одной
стороны и трикотажной тряпочкой - с другой. Служит для удаления краски и чистки
ствола при расколе шара. Шомпол - это судейский инвентарь, и каждый судья лично
отвечает за сохранность своего шомпола. Обычно шомпола носят на шее на тонком
шнуре и никогда не снимают - иначе они очень быстро теряются. Шомпол также
необходим и технику, вообще, лучше иметь 1-2 в запасе
8. Весы необходимы при заправке баллонов углекислотой. Жидкий СО2 заправляется
по весу, углекислотные баллоны разделяются именно по весу входящей в них
углекислоты: 14-унцовый баллон расчитан на 14 унций, т.е. примерно 420 грамм
СО2, 12-унцовый - на 360 грамм и т.д.
9. Хронограф - измеритель скорости шара, одно из основных средств обеспечения
безопасности. Во всем мире принят безопасный предел скорости шара - 300 футов в
секунду (около 91 метра в секунду). Все прокатные маркеры имеют регулировку
скорости, которая и производится с помощью хронографа.
10. Шары бывают разные по цене и по качеству. Низкокачественные шары имеют малый
срок хранения (из них улетучивается пластификатор и шары "дубеют"), быстро
замерзают при низких температурах и слабо держат форму. В мире существует около
12 заводов, выпускающих пейнтбольные шары, из них только завод ZAP находится в
сходных с российскими климатических условиях. Мало того, именно заповцы в свое
время придумали саму технологию и сейчас делают больше половины всех
пейнтбольных шариков в мире.
11. В случае, если в качестве рабочего газа используется сжатый воздух, клубу
потребуется компрессор - того же стандарта, что используют аквалангисты, с
рабочим давлением 200-250 атмосфер. Баллоны на маркерах заправляются сжатым
воздухом не напрямую от компрессора, а через баллон-ресивер - обычно 15-литровый
баллон от акваланга.
Помимо этого списка, обязательно потребуется защитная сетка (строительная или
рыболовный малявочник с ячейкой не более 10мм) для ограждения игровых полей или,
вернее, зрителей и посторонних, во избежание случайного контакта с шаром. Высота
такого ограждения - минимально 3 метра, в городских условиях желательно делать
4-5 метров.
Кроме снаряженного маркера и маски каждому игроку выдается комплект чистой
игровой формы, стирка и сушка формы занимает довольно много времени, поэтому
необходимо иметь минимум 2 комплекта одежды на каждый прокатный маркер. В
качестве такой формы можно использовать армейскую, но гораздо правильнее сшить
комбинезоны или куртку/брюки. Весьма желательно выдавать напрокат и какой-либо
головной убор, защищающий голову от краски - кепку, бандану - или заменить их
капюшоном куртки или комбинезона.
Дополнительно можно иметь и защитные жилеты (мы рекомендуем женщинам и детям
выдавать их бесплатно), специальная защита шеи и перчатки стоят достаточно
дорого и довольно быстро теряются, так что лучше обходится одноразовыми
строительными перчатками и теми же банданами в качестве шейных платков.
Для отличия судей в поле от игроков их лучше всего экипировать в специальную
судейскую форму - черно-белые полосатые джерси. Игрокам же, поделенным на
команды, потребуются повязки-идентификаторы и флаги - например, одна команда
может иметь красные повязки и флаг, другая - синие. В качестве повязок в
последнее время все большее распространение получают платки-гюйсы - треугольники
с застежкой-липучкой, носимые вокруг шеи на манер пионерского галстука.
Во-первых, платки гораздо более заметны в игре, чем нарукавные повязки;
во-вторых, в случае утери большой платок проще найти на поле, чем маленькую
повязку и, в-третьих, они дают небольшую, но защиту шеи.
При играх в густом лесу (в здании, на сильно застроенной площадке) или при
большом удалении полей друг от друга и от технички, клубу могут потребоваться
небольшие носимые радиостанции для координации действий судейской бригады
(бригад) и обслуживающего персонала вне поля. Сейчас есть довольно большой выбор
подобных устройств, мы рекомендуем носимые станции с мощностью не более 10мВт -
на них не нужно специальное разрешение на использование, обеспечивают связь в
лесу минимум на 300 метров и чаще всего работают от самых обычных батареек, не
требуя зарядного устройства.
|