Пейнтбол - это не игра, это реальность
Что такое пейнтбол
Пейнтбол – командная спортивно-техническая игра
Определение
Пейнтбол – командная спортивно-техническая игра
В пейнтбол играют люди всех возрастов
Статистика
В пейнтбол играют люди всех возрастов, мужчины, женщины и дети
Нормативные документы
Нормативные документы
Гос. комитет РФ по Физкультуре и Спорту
Существует три основных вида пейнтбола
Виды пейнтбола
Существует три основных вида пейнтбола, и различают три категории игроков
Пейнтбольный шар
В первый раз
Сценарный пейнтбол
Справочный раздел
Данный раздел поможет найти интересующую информацию, как новичку, так и профессиональному игроку.
Советы
Пейнтбол это жизнь
Маркеры


Пейнтбольный словарь

Пейнтбол, как и любая узко специфическая деятельность, обладает своим языком и терминологией. Многие слова носят у нас другой смысл (например, "кислота" или "игла"), многие - заимствованы из английского, международного языка пейнтбола ("харнес", "бивертейл"), многие - являются техническими терминами или единицами ("соленоид", "пси"). Мы предлагаем вам краткий пейнтбольный словарь, если вы вдруг не найдете здесь нужного слова - напишите нам, и мы добавим его.

АЗОТ – один из газов, употребляемых нами в качестве рабочего тела под давлением до 3000 пси. Основное отличие при заправке от СО2 в том, что количество азота измеряется по давлению, а жидкая углекислота меряется на вес.

АНТИСИФОН – тип баллона для углекислоты, из которого она поступает только в виде газа.

АНТИФОГ – жидкость, предотвращающая или замедляющая запотевание стекол маски. Обычно выпускается в виде баллончика с разбрызгивателем.

АУТИРОВАНИЕ – поражение противника в упор, в результате подхода к его укрытию вплотную.

БАЛЛОН – сосуд для сжиженной углекислоты или для сжатого газа, основной источник энергии для работы маркера. Бывают транспортные (40-литровые, ресиверы, см.) - для хранения газа и маркерные - прикрепляемые непосредственно к маркеру, заправляются из транспортных.

БАТТПЛЕЙТ (butt-plate) – пластиковая насадка на баллон, ввернутый в ГА, превращает баллон в приклад.

БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА – один из сценариев игр без ограничения по времени, при котором пораженные игроки вновь вступают в игру после отбытия вне поля заранее оговоренного срока.

БЛОКИРОВКА ВТОРОГО ШАРА – устройство, которое позволяет подавать из фидера в ствол только по одному шару.

БОБРОВЫЙ ХВОСТ (beaver tail) – устройство для установки на казенную часть Автококера, существенно затрудняет регулировку скорости, употребляется в турнирных играх.

БОЛОН – самец болонки. Часто путают с БАЛЛОНОМ (см.)

БОЛТ – поршень, который толкает шар в зарядную камеру или в ствол.

БОЛТ ВЕНТУРИ – тип болта с частой сверловкой, подающий газ равномерно на всю поверхность шара.

БОЛЬШАЯ СЦЕНАРНАЯ ИГРА – самое веселое мероприятие в пейнтболе, когда воюют одновременно несколько сотен игроков на большом пространстве в течении нескольких часов, иногда до двух дней. В отличие от обычных игр, целью участников БСИ является не поражение всех противников, а выполнение заранее оговоренных заданий, «миссий» – например, «освобождение заложников», «захват нефтехранилища» и т.п. Пораженные игроки – участники БСИ – возвращаются в игру после отбытия 10-20 минут в специальных зонах.

БОЛЬШИЕ ПЕЙНТБОЛЬНЫЕ МАНЕВРЫ – самая крупная БСИ в России и Восточной Европе, главный пейнтбольный праздник в году. Проходит ежегодно в конце мая под Москвой, организатор – Action Paintball Games.

БОЧКА – типовое надувное укрытие в виде горизонтального или вертикального цилиндра.

БРОВКА – полоса шириной от 1 до 3 метров между границей поля и сеткой. Служит для перемещения судей, операторов и пораженных игроков.

БУНКЕР – любое укрытие.

БУНКЕРИНГ – см. АУТИРОВАНИЕ.

БЭК (игрок) – задний игрок в команде. Обычно занимают позиции по задней линии укрытий и обеспечивают "огневое прикрытие" находящимся впереди игрокам. Традиционно более габаритные, скорострельные и точные игроки в команде.

БЭК (ствол) – задняя, разгонная часть двухкомпонентного ствола. Сменные бэки имеют различные калибры и различную резьбу под тот или иной маркер.

ВД – внутренний диаметр ствола, на современных спортивных стволах со сменными калибрующими вставками может подбираться под тот или иной тип шаров.

ВЕРХНИЙ ВЫБРОС – газ, который выбрасывается при выстреле не в ствол, а в подачу шаров, часто препятствует правильной подаче шаров или ведет к расколам в лоадере. Устраняется сверлением в трубке подачи отверстия для сброса газа, если невозможна регулировка.

ВЕНТИЛЯТОР электрический, с микромотором, устанавливается на маску для улучшения циркуляции воздуха и борьбы с запотеванием.
ВЗЯТЬ В УГОЛ – способ действий двух игроков против одного, при котором они перемещаются так, чтобы образованный ими угол с вершиной на атакуемом игроке был как можно больше (желательно от 49,86 до 119,27 градусов). При этом атакуемый игрок вынужден защищать себя с двух сторон.

ВОЛЮМАЙЗЕР - см. РАСШИРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА.

ВСТАВКА – пленка для предотвращения запотевания или тонирования масок.

ВТОРОЙ ТЕМП – переход на следующее укрытие после занятия первого. Может выполняться как с паузой, так и без.

ВХОДНОЙ РЕГУЛЯТОР (in-line regulator) – находится между баллоном с газом и маркером, регулирует давление перед впуском газа в маркер.

ВЫНОС – см. рама.

ГА – аббревиатура «газовый адаптер» – компонент маркера, к которому присоединяется баллон с газом или газовый шланг. Нижний или задний адаптеры – типы ГА.

ГАЗОВАЯ ЛИНИЯ – путь движдения газа из баллона в маркер. Включает редуктора (регуляторы), шланги, запирающие устройства и т.д.

ГАЗОВАЯ СИСТЕМА – общее наименование для пневматической части маркера. Включает клапана (в т.ч. соленоиды), поршни, редуктора, газопроводные каналы. Бывает весьма разнообразных конструкций.

ГАЗОВЫЙ ШЛАНГ – шланг для подачи сжатого газа между компонентами системы.

ГАЗОПРОВОДНЫЙ ПРИКЛАД – вворачивается в нижний или задний адаптер и подсоединяется к баллону. Газ попадает в ГА через внутреннюю полость приклада.

ГИДРОТЕСТ – процедура испытания баллона на расчетное давление, по нормам техники безопасности раз в 3-5 лет, в зависимости от типа баллона.

ГИЛЬЗА – деталь маркера, обычно сплошная цилиндрическая трубка, в которой двигаются ударник или раммер.

ГЛАЗ – оптический или иной датчик, устанавливаемый в каморе электронных маркеров, блокирует стрельбу, если шар не подан в камору и тем самым резко снижает расколы шаров.

ГЛАВНАЯ ПРУЖИНА – пружина, приводящая в движение ударник.

ГРАНАТА ПЕЙНТБОЛЬНАЯ – емкость с краской для имитации боевой гранаты. В "резиновых" гранатах жидкая краска закачивается под давлением в резиновую трубку и разбрызгивается при срыве контрующего колпачка. В пиротехнических гранатах взрыв петарды разрывает мягкую пластиковую емкость и разбрасывает желеобразную краску.

ДВОЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ – механизм спуска, в котором нажатие на скобу производит и взведение и выстрел.

ДВОЙНОЕ СТЕКЛО – стекло для масок, состоящее из двух слоев и воздушной прослойки между ними, снижает запотевание.

ДЕЛРИН – пластик с низким коэффициентом трения и безпрокладочные болты из такого пластика.

ДЕСЯТКИ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

ДЖЕРСИ – верхняя часть спортивной униформы пейнтболиста, игровая рубашка из легкой ткани (хб или синтетики), часто с вставками сетки для лучшей вентиляции.

ДИАГОНАЛЬ – основное операционное направление на поле. Обычно контролируется задними игроками (бэками).

ДРОП-ФОРВАРД – дроп, см. РАМА.

ЕДИНИЦЫ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ – фанернотанковая дивизия, клуб любителей тяжелого пейнтбола. По состоянию на конец 2006 года имеет на вооружении 8 танков и бронемашин, два эсминца, артиллерию и пулемет "бобруйский Мститель". См. kaput.ru.

ЗАДНИЙ АДАПТЕР – устройство для присоединения баллона или шланга, обычно является окончанием казенной части корпуса (ресивера) маркера.

ЗАЛИВАЛОВО – частая и концентрированная стрельба с высоким расходом шаров, чаще всего применяется для прикрытия своих и подавления чужих игроков.

ЗАЛИВАНИЕ – попадание жидкой углекислоты в маркер ДО её превращения в газ.

ЗАМОК – (ударение на 2й слог) основная защитная позиция, когда два игрока стреляют перекрестно. Например, левофланговый игрок простреливает центр поля и правый фланг, а правофланговый - центр и левый фланг.

ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ – устройство с клапанами, шлангами, адаптерами и т.п. для наполнения баллонов газом из больших резервуаров.

ЗАПИРАНИЯ СИСТЕМА – предотвращает «двойной взвод» на помповых маркерах. Из оружия с системой запирания сперва необходимо выстрелить и только потом возможно передернуть помпу.

ЗАПОТЕВАНИЕ – появление «тумана» в результате неправильного дыхания, высокой влажности или недостаточной вентиляции на внутренней стороне стекла маски, резко снижающее видимость. Очень часто происходит у лиц, выпивших пива перед игрой.

ЗАСПИННИК – газовый баллон, который не крепится на маркер, а переносится обычно за спиной игрока и соединен с оружием шлангом.

ЗЕНКОВКА – коническое расширение выхода отверстия, для облегчения установки вставок или крепежа.

ЗМЕЯ – типовое надувное укрытие в виде низкой длинной трубы с изгибами. Обычно располагается близко к длинному краю поля и вдоль него, дает отличные шансы «ползунам» на скрытное продвижение вперед.

ИГЛА – в маркерах, работающих на 12ти граммовых баллончиках СО2, предназначена для прокалывания мембраны баллончика и впуска газа в оружие.

ИНЛАЙН, инлайн-регулятор - редуктор второй ступени в газовой системе маркера, находится обычно в "газовой линии" (см) после баллонного редуктора но перед редуктором взвода. Регулирует входящий поток, который затем поступает на перепускные клапана и редуктор (регулятор) взвода, если он имеется в конструкции.

КАЛИБР – внутренний диаметр ствола или разгонной вставки в ствол. Обычно бывает в диапазоне 0.682-0.695 дюйма.

КИСЛОТА – жаргонное наименование углекислого газа.

КИСЛОТНИК – игрок, вооруженный маркером на углекислом газе.

КИШКИ – жаргонное наименование начинки маркера, чаще всего – клапана, газопроводные трубки и прочие элементы, связанные с пропуском и распределением газа.

КЛАПАН-ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ – клапан, перекрывающий подачу газа из баллона.

КОЛЕНО – переходник между лоадером и приемным патрубком маркера.

КОЛЕНО ПРОЗРАЧНОЕ – переходник между лоадером и приемным патрубком маркера, выполненный из прозрачной пластмассы, что позволяет игроку видеть и контролировать процесс подачи шаров.

КОЛИБР – самец колибри. Часто путают с КАЛИБРОМ (см.)

КОЛПАЧОК – пластиковая крышка, закрывающая клапан баллона и предохраняющая его от повреждений при хранении/транспортировке.

КОМПРЕССОР – бензиновая или электрическая установка для производства сжатого воздуха, используются компрессоры, совпадающие с аквалангическими.

КОНВЕРТ – см. «пирамида».

КОРОМЫСЛО – элемент спускового механизма маркера, обычно передающий усилие от спускового крючка на шептало.

КРАСНАЯ ТОЧКА – электронный или коллиматорный прицел, в котором место попадания шара обозначено на микроэкране красной точкой, при этом никакого луча на саму мишень не проецируется.

КРЕСТ – см. ЗАМОК.

ЛЕСНИК – игрок, предпочитающий "лесной", развлекательный пейнтбол в отличие от спортивного.

ЛИНИИ ПОЛЯ – разделение спортивного поля на условные зоны. "Единицы" - первый ряд укрытий от базы, "десятки" - второй, "сотни" - третий. "Тысячами" обычно именуется центральная линия. Линии на половине поля противника обозначаются точно так же - от "тысяч" в центре до "единиц" у базы противника.
ЛОКТАЙТ (ЛОКТИТ, locktite) – жидкий фиксатор резьбового соединения, иногда герметизатор соединения. Наносится на резьбу до сборки и твердеет в течении нескольких часов или дней, в зависимости от марки.

ЛОАДЕР – см. фидер.

ЛСД (LCD, liquid crystal display, ЖКД) – жидкокристаллический дисплей, устанавливается на электронных маркерах и служит для вывода различной игровой (таймер, счетчик шаров, иногда давление) и настроечной (темп стрельбы, задержки, сигналы) информации.

ЛЭД (LED, light emission diode) - светодиод, устанавливается на электронных маркерах для индикации срабатывания соленоида, режимов работы, разрядки батарей и т.п.

МАНОМЕТР – измеритель давления газа, устанавливается на баллоны воздушных систем или на спортивные маркеры.

МАМБА – витой газовый шланг с фурнитурой, служит для подсоединения носимого за спиной баллона к маркеру.

МАРКЕР – конструктивно сходное с оружием пневматическое устройство для метания желатиновых шаров с краской. Бывают помповые, полуавтоматические и автоматические.

МАРКЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ – тип современного маркера, в котором управление частью или всеми внутренними процессами осуществляется процессором, платой, электромагнитами и соленоидами. Бывают двух основных типов а) маркер с электронным спуском, б) маркер с электронным спуском и электронным клапаном.

МАСКА – защита для глаз, лица и головы, линзы в очках маски специально разработаны для пейнтбола. Ни в коем случае нельзя применять очки и маски другого назначения – это может привести к травмам!

МИКРИК – микроэлектронный переключатель, обычно употребляется для маркеров с электронным спуском. Бывает разных типов – оптический, контактный и т.п.

МИКРОЛАЙН – комплект из прочных пластиковых шлангов и уголков к ним с цанговым зажимом, одно из основных конструктивных схем передачи газа от баллона к входному регулятору.

МОРКОВКА – типовое надувное укрытие в виде горизонтального или вертикального конуса.

НАКЛАДКА – не то, что подумали, а деталь, декоративная или закрывающая рабочие элементы маркера. НАРЕЗКА – обработка внутренней поверхности ствола прямыми или спиральными канавками.

НЕРЖАВЕЙКА – сталь с низким коэффициентом поверхностного трения для изготовления качественных деталей маркеров.

НЕПРЯМОЕ ЗАРЯЖАНИЕ – подача шара в зарядную камеру диаметром больше, чем канал ствола, откуда шар должен быть дослан в ствол.

НИЖНИЙ АДАПТЕР – адаптер для подключения источника газа, находящийся под рукояткой маркера.

НИЖНИЙ ВЫДВИНУТЫЙ АДАПТЕР – то же, но между баллоном и рукояткой ставится рама (drop forward) и баллон смещается вперед.

ОДИН-ЗА-ОДИН – (one-for-one, 1-4-1), минимальное групповое удаление (нарушитель и еще один игрок его команды по выбору судей). Максимально возможное групповое удаление - три-за-одного (нарушитель и еще три игрока).

ОН-ОФФ АДАПТЕР (on/off adapter) – газовый адаптер (см.ГА) с краном подачи газа (разобщительным краном), обычно крепится внизу рукоятки маркера. Служит для вворачивания баллона, кран позволяет перекрывать подачу газа в маркер (для транспортировки, съема баллона и т.п.)

О-РИНГ (o-ring) – кольцевая прокладка (в форме буквы О) из полиуретана, тефлона и т.п. материалов, употребляется для герметизации разных частей маркера.

ОБМЕРЗАНИЕ БАЛЛОНА – при быстром падении давления углекислого газа в результате частой стрельбы, утечки или стравливания, баллон переохлаждается и покрывается инеем.

ОБЪЕМ ПЕРЕЗАРЯДКИ – объем газа, расходуемый в полуавтоматических маркерах на перезаряжание. Если оружие функционирует при ОП меньше требуемого, то маркер не взводится, выстрела не происходит, а в ствол продолжают поступать шары, заполняя его до конца.

ОПРАВКА БЫСТРОГО ЗАРЯЖАНИЯ – в маркерах, работающих на 12ти граммовых баллончиках, позволяет вынимать и заряжать баллончики двумя-тремя поворотами гайки.

ОТСТРЕЛ РАЗБЕЖКИ – тактический прием, команда в фазе разбежки (см.) ведет концентрированную стрельбу по зонам, в которые предполагается перемещение игроков соперника. Цель отстрела - выбить перемещающихся игроков противника или, по крайней мере, предотвратить занятие ими ключевых укрытий.

ОХЛАЖДЕНИЕ БАЛЛОНА – намеренное быстрое стравливание углекислоты из баллона для понижения его температуры перед зарядкой.

ОШЕЙНИК – защита шеи, обычно из 3-5мм неопрена.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОМПОНОВКА – расположение болта и толкателя, при котором болт находится на одной оси со стволом над толкателем и клапанной системой.

ПАУЭРФИД (powerfeed) – устройство боковой подачи шаров с перекрывателем. Предотвращает верхний выброс шара.

ПЕРВЫЙ ТЕМП – в спорте занятие укрытий после стартового свистка, с ходу.

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ – при частой стрельбе из маркеров на углекислом газе происходит обмерзание, при котором резко падает скорость вылета шара или маркер неправильно функционирует.

ПИРАМИДА – типовое надувное укрытие в виде тетраэдра. Обычно – самое крупное укрытие, устанавливается ближе к центру поля.

ПЛАТА – (электронная печатная плата), пластина из диэлектрика, на которую нанесены проводящие дорожки, соединяющие чипы, порты, интегральные схемы и другие электронные устройства, закрепленные на ней.

ПЛАТФОРМА – концепция маркера, рассчитанного да дальнейшую прокачку (апгрейд). Производитель выпускает базовый маркер, который служит платформой для установки на него т.н. aftermarket деталей, обеспечивающих более высокие показатели работы. Наиболее характерные примеры платформ - WGP Autococker и SmartParts ION, на каждый из которых имеются десятки апгрейдов - и непосредственно от производителей, и от сторонних фирм.

ПИРАМИДА – типовое надувное укрытие в виде тетраэдра. Обычно – самое крупное укрытие, устанавливается ближе к центру поля.

ПОВОРОТНЫЙ ДЕРЖАТЕЛЬ – для поворота баллона на 90 градусов (под левую или правую руку).

ПОВОРОТНЫЙ СТЕРЖЕНЬ – используется для регулировки скорости в некоторых моделях маркеров.

ПОДАЮЩАЯ ТРУБКА – деталь маркера, служащая для крепления на ней фидера и подачи шаров из него в зарядную камору.

ПОДКАТ – в современной спортивной игре способ подхода к укрытию на скорости, когда в финальной фазе движения игрок двигается по инерции, скользя на животе или на боку.

ПОЛИРОВКА СТВОЛА – сглаживание внутренней поверхности ствола, уменьшает трение при вылете шара.

ПОЛЗУН – игрок, скрытно перемещающийся по площадке в партере, особенно опасен в низких зарослях. Он же – «злобный карлик» или «гоблин».

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ДИСК (МЕМБРАНА) – на баллонах, выбивается в случае, если давление в баллоне при зарядке или нагревании стало выше допустимого.

ПРИЦЕЛЬНАЯ ПЛАНКА – место, на которое можно крепить прицел. Часто выполняется в виде трапециевидного в сечении «ласточкиного хвоста».

ПРОДОЛЬНАЯ КОМПОНОВКА - расположение болта и толкателя, при котором они находятся на одной оси со стволом, один позади другого.

ПРОПУСКАНАЯ СПОСОБНОСТЬ – важная характеристика регуляторов и клапанов, объем пропускаемого в единицу времени газа. От общей пропускной способности системы зависит темп и стабильность стрельбы маркера.

ПРУЖИНА КЛАПАНА – запирает и удерживает клапан после выпуска порции газа.

ПРЯМОЕ ЗАРЯЖАНИЕ – подача шара непосредственно в ствол или в одинаковую со стволом по диаметру зарядную камеру. При этом в процессе заряжания с пути шара устраняются все угловые переходы и перепады диаметров.

ПРЯМАЯ ПОДАЧА – вертикальная установка подающей трубки, при этом шары падают в маркер вертикально вниз и непрерывно под действием силы тяжести.

ПСИ – аббревиатура для единицы давления «фунт на квадратный дюйм», стандартная единица для измерения давления в пейнтболе, равен 0,071 кГ/см2.

ПУЛЕМЕТНАЯ ОЧЕРЕДЬ – происходит при недостаточном давлении в системе, в результате ударник не отходит назад полностью и не взводится. Поскольку ударник не доходит до задней точки, то он не фиксируется («не ставится на шептало») и тут же начинает новое движение вперед и так до полной разрядки газовой системы. Из-за характерного звука, в народе говорят, что давший пулеметную очередь маркер «запердел».

ПУШПИН (push-pin) – сборный крепежный быстросъемный элемент, обычно фиксирует болт.

РАЗБЕЖКА – начальная фаза спортивной игры в пейнтбол, когда после стартового сигнала судьи игроки стремятся как можно быстрее занять свои позиции.

РАМ (Real Action Marker) – семйство имитационных маркеров, совпадающих по массо-габаритным характеристикам с реальными оружейными образцами. Обычно имеют меньший калибр (0.43), заряжание из подпружиненного магазина и экстрацию гильзы-оправки, в которой и находится шарик.

РАМА (drop forward) – элемент крепления баллона, служащий для выноса его вперед и создания тем самым более компактной системы «маркер-баллон».

РАМПИНГ – режим стрельбы маркера, при котором его электроника выдает больше команд на выстрел, чем поступает нажатий спускового крючка. Рампинг различается:
- порогом срабатывания, т.е. минимальной частотой нажатий на спуск, после которого включается режим;
- скоростью поддержания, т.е. минимальной частотой нажатий на спуск, при которой рампинг не выключается;
- ограничением скорострельности, т.е. максимально возможным количеством выстрелов в секунду;
- периодом и способом подхвата, т.е. через какую паузу и как рампинг может включиться повторно, без достижения порога срабатывания.

РАСКОЛ – нежелательное разрушение шара до того, как он покинет маркер. Самый неприятный раскол – в фидере, когда один расколовшийся шар в состоянии испортить весь заряд.

РАСШИРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА (volumiser) – предназначена для расширения СО2 перед впуском в клапанную систему, предохраняет от излишнего охлаждения и попадания в маркер сжиженного СО2. В маркерах, работающих на азоте-воздухе Р.К. создает дополнительный, "подпорный" объем газа, нивелирующий скачки давления в цикле выстрела.

РЕБОЛ - резиновые многоразовые шары, служат для отработки стрелковых навыков, тренировок в помещении и т.п.

РЕГУЛИРУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ специальное изделие, предназначенное для регулировки скорости.

РЕГУЛЯТОР – элемент газовой системы, который служит для регулируемого изменения (т.е. понижения) давления. Употребляются для регулировки скорости, взведения или общего давления в системе. Один из типов регулятора - палмер.

РЕДУКТОР – элемент для газопроводных систем, который служит для изменения давления. Регулируемый редуктор - см. регулятор

РЕСИВЕР – а) корпус маркера, его основа, внутри которого обычно помещаются болт и толкатель. Патрубок подачи также часто является частью ресивера; б) жаргонное наименование аквалангического баллона, употребляемого для приемки сжатого воздуха от компрессора и последующей заправки воздушных баллонов маркеров.

РУКОЯТКА В СБОРЕ - обычно состоит из собственно рукоятки, щечек, спускового крючка и защелки.

СО2 – химическое обозначение двуокиси углерода, более известной как углекислый газ или углекислота. Мы используем жидкий углекислый газ и сокращаем до "СО2" потому, что нам лень каждый раз говорить «двуокись углерода».

СВЕРЛОВКА СТВОЛА – расположение отверстий вдоль канала ствола по прямым или винтовым линиям.

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ – самый беспроблемный газ в пейнтболе, производится компрессором, хранится в разного рода воздушных баллонах под давлением до 3000 пси.

СИФОН – баллон, который спроектирован так, что подает в маркер сжиженный СО2.

СКЛАДНОЙ ПРИКЛАД – приклад, который может складываться для хранения и транспортировки.

СКУБА – вид заправочной станции для заправки воздушных баллонов от ресивера.

СОЛЕНОИД – а) управляющий электромагнит шептала; б) электромагнитный клапан, распределяющий потоки в газовой системе.

СОТНИ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

СПАЙДЕР-КЛОН – конструктивная схема маркеров с параллельной компоновкой. Схема впервые широко распространилась с маркером «Спайдер», оказалась весьма удачной и технологичной и стала применяться для маркеров личного и прокатного класса практически всеми компаниями-производителями.

СПУСКОВОЙ КРЮЧОК – ну, это вы сами знаете :).

СРЕДНИЙ – в спорте игрок, действующий в середине "боевого порядка" команды. Обычно выполняет функции диспетчера и может поддержать как передних игроков в развитии атаки, так и задних при необходимости обороны.

СТАЛЬНОЙ ШЛАНГ – обычно так называют тефлоновый газовый шланг с оплеткой из нержавейки.

СТАКАН – основной инвентарь пейнтболиста, насадка на подающую трубку для увеличения ее высоты.

СТОПОР ПОДАЧИ – деталь пауэрфида, в закрытом положении препятствует попаданию шаров в приемное отверстие маркера, в открытом – служит отражателем, направляющим шары в приемное отверстие.

СТРАВЛИВАНИЕ – сброс газа из баллона или маркера без производства выстрела.

СЦЕНАРИЙ – стержень БСИ, для которого часто используют реальные события или известные фильмы. Чем интересней и закрученней сценарий – тем интереснее и БСИ.

ТАКТИК – игрок, предпочитающий "тактические" игры (зачистки, засады, рейды и т.п.) в отличие от спортивных или обычных развлекательных игр. Обычно собираются в "тактические команды".

ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПРИКЛАД – приклад с регулировкой для подгонки к игрокам с разной длиной рук.

ТЕМП СТРЕЛЬБЫ (ROF) – количество выстрелов, которое маркер технически может сделать за одну секунду.

ТЕРМОСТЕКЛО –см. «двойное стекло».

ТЕФЛОНОВАЯ ЛЕНТА – обычно белая лента, употребляемая для лучшей изоляции соединений газовой системы.

ТАЙМИНГ (timing) – совокупность временных интервалов различных процессов, происходящих в маркере при выстреле. От точной установки (обычно в миллисекундах) и диапазонов перекрытия элементов тайминга зависит темп стрельбы, экономичность и общая эффективность маркера.

ТРУБЧАТЫЙ ФИДЕР – вид магазина для шариков, в котором они располагаются один за одним.

ТУБА – пластиковый контейнер с крышкой на 100-150 шариков. Обычно переносится в ХАРНЕССе.

ТУНЕЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ – фиксация взгляда игроком в узкой полосе перед собой, без видения происходящего по сторонам и за спиной.

ТУРНАМЕНТ КАП (tournament cup) – насадка, блокирующая регулятор скорости. Применение предписано, в основном, турнирными правилами.

ТЫСЯЧИ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

УДАРНИК (ТОЛКАТЕЛЬ) – деталь механизма маркера, при движении вперед открывающая клапан, иногда именуется "нижним болтом".

УГЛОВОЙ КЛЮЧ - шестигранные ключ для регулировки скорости и разборки многих моделей маркеров.

ФИДЕР – емкость для шаров, находящаяся над стволом маркера, иногда именуется лоадером, иногда – хоппером, бывает на 50, или 200 шаров, с электромешалкой или без.

ФИДЕР С МЕШАЛКОЙ имеет встроенный электромоторчик для ускорения подачи шаров. Мотор может активироваться сигналом с оптического (при отстутствии шара в подающей трубке), аккустического (при каждом выстреле) или тензодатчика (при возрастании усилия). Современные фидера обеспечивают скорость подачи до 30 шаров в секунду.

ФИЛЬТР – элемент, препятствующий попаданию грязи внутрь системы и разрушению прокладок.

ФЛАГОНОСЕЦ – игрок, владеющий флагом (в спортивной игре).

ФОСТЕР – тип соединения с шариковым запиранием, позволяющее быстро подсоединять и отсоединять газовые шланги.

ФПС – аббревиатура «фут в секунду», основная единица измерения скорости шара. 1 фпс примерно равен 0.3 метра в секунду.

ФРИК – ствол, состоящий из разгонной части со сменными калиброванными вставками и сменными направляющими частями различной длины.

ФРОНТ (игрок) – в спорте передние игрок, обычно - наиболее скоростной в команде, способный далеко продвинуться уже с разбежки.

ФРОНТ (ствол) – передняя, направляющая часть двухкомпонентного ствола. Различаются длиной и количеством/типом отверстий.

ФУЛЛ АВТО – полностью автоматический режим стрельбы маркера. При удержании спускового крючка маркер работает до исчерпания фидера.

Х-БОЛ – один из возможных форматов, синтез пейнтбола с хоккем. Игра состоит из геймов, в каждом из которых может быть водружен флаг, что приравнивается к "голу". Засчитывается чистое время, существует сложная система штрафов - удалений на несколько минут, до конца гейма или матча и т.д. Считается наиболее "телевизионным" форматом из существующих.

ХОМЯК – ироническое наименование игроков-новичков, обычно действующих "стайно", без понимания происходящего и озабоченных более собственным "выживанием", чем достижением цели игры. Противопоставляется "тактикам".

ХАРНЕСС (harness) – носимая на поясе обвеска с ячейками для 3-15 туб и/или баллона.

ХОППЕР – см. ФИДЕР.

ЦАНГА – ПОДАЮЩАЯ ТРУБКА (см.) с зажимом. Зажим может быть цанговым (лепестки с поворотным кольцом), рычажным (стяжка хомута рычагом с эксцентриком), болтовым и т.п. Служит для надежной фиксации фидера на маркере.

ЦЕВЬЁ – накладка в передней части оружия, предназначенная для его удержания второй рукой.

ЧИП – (интегральная схема), миниатюрное электронное устройство для управления работой маркера. Обычно схема наносится на полупроводниковый кристалл.

ШАЙТАН-ТРУБА - пейнтбольный гранатомет. Представляет из себя баллон с углекислотой, ручной клапан и сменные насадки-заряды - пластиковые стволы диаметром 5см, в которые запыжованы 30-40 шариков. Переносится в специальном ранце, предназначен для поражения бронетехники.

ШЕПТАЛО – в большинстве полуавтоматов это деталь, захватывающая ударник при обратном ходе и удерживающая его до следующего нажатия на спусковой крючок.

ШОМПОЛ ДУЛЬНЫЙ – любой шомпол, который вставляется в ствол и вытаскивается обратно, обычно – жесткий стержень с резиновым диском и протиркой.

ШОМПОЛ СКВОЗНОЙ – шомпол, который протаскивается через ствол и казенную часть маркера насквозь, обычно – нанизанные на тросик резиновые диски.

ШОРТЫ – защитное снаряжение, с вставками из неопрена или формованной разины, прикрывающих бедро, копчик и паховую зону. Одеваются под игровые брюки.

ШТИФТ – крепежная безрезьбовая деталь маркера, выбивается или вынимается при разборке.

ШТОК КЛАПАНА – при нажатии на него клапан отпирается и происходит сброс давления.

ЩЕЧКИ – устанавливается на рукоятку для большего комфорта. Бывают резиновые, деревянные, ортопедические и т.д.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – общая оценка работы маркера в плане экономичности, надежности, дальнобойности, кучности, минимального количества расколов и т.п.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ – рассчитывается в зависимости от количества выстрелов, который тот или иной маркер может произвести на одинаковом количестве газа. Соответствует показателю «N литров на 100 километров» в автомобилях.

ЭЛЕКТРОНИКА – см. «Маркер электронный.

ЯЙЦО – скоростной фидер VL eVLution, называемый так за характерную форму.
Тактика
Этот раздел посвящен тому как «Выжить» на поле боя.
Статьи
Подготовка пейнтболиста
кондитерская Славишна
заказать торт на корпоратив
(кондитерская Славишна - достатка корпоративных тортов)
История пейнтбола
история пейнтболаВ данном разделе содержится информация, когда и где зародился пейнтбол, как пейнтбол появился и развивался. Также данный раздел содержит информацию об основателях первопроходцах пейнтбола, о развитии пейнтбола в 80-90-х годах и событиях происходивших с пейнтболом в России и СНГ.
Пейнтбол бизнес
В данном разделе вы можете ознакомиться с информацией об организации клуба.
Сценарии для игры в пейнтбол
Оборудование
МаскаОбувь
ШтаныДжерси
Харнесподсумок на 2 тубы
Пейнтбол - Пейнтбольный клуб